Актуальность информационной безопасности детей

Дети и подростки — активные пользователи интернета как в мире, так в Российской Федерации.

Доступ несовершеннолетних к сайтам в сети «Интернет» дает им возможность изучать образовательный контент, общаться с ровесниками, самостоятельно обучаться, узнавать о проводимых конкурсах, олимпиадах, принимая в них участие, и использовать сеть «Интернет» в качестве источника для собственного развития.

Однако использование интернета вместе с возможностями несет и риски, такие как:

   Издевательство ровесниками и незнакомцами в сети над ребенком;

   Воровство его аккаунтов, денег и личных данных;

   Втягивание ребенка в асоциальную деятельность (группы смерти, группы с рекламой наркотиков и т.д);

   Прочтение детьми информации, вредящей их мировоззрению и психотическому состоянию.

По данным исследования «Образ жизни российских подростков в сети» у 87% процентов детей возникали различные проблемы в сети «Интернет» только за последний год, однако только 17% рассказали о них своим родителям по следующим причинам:

   Уверенность детей в незнании родителями решения их проблем;

   Страх перед родителями;

   Отсутствие возможности рассказать и поделиться с родителями своими проблемами.

По этой причине органы государственной власти и местного самоуправления, образовательные организациях должны осуществлять профилактику и обучение детей навыкам безопасного использования сети «Интернет» и информирование их родителей (законных представителей) о возможных сетевых рисках.

Формирование информационной и цифровой грамотности населения, а особенно детей как одной из самых социально незащищенных категорий населения, является одним из важнейших факторов не только для сохранения информационного суверенитета нашей страны и формирования всех сфер информационного общества, но и для обеспечения развития цифровой экономики.

В ходе пленарного заседания Петербургского международного экономического форума-2017 Президент России В.В. Путин отметил важность работы в данном направлении:

"... намерены кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики, а по сути нам предстоит решить более широкую задачу, задачу национального уровня - добиться всеобщей цифровой грамотности. Для этого следует серьезно усовершенствовать систему образования на всех уровнях: от школы до высших учебных заведений. И конечно, развернуть программы обучения для людей самых разных возрастов".

В настоящее время различные федеральные законы, нормативно-правовые акты и их положения, затрагивают вопросы обеспечения безопасности детей в информационном пространстве.

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяет механизм физического ограничения доступа к запрещенной информации в сети «Интернет».

Данный механизм предусматривает создание федерального реестра сетевых адресов, доменных имен и указателей страниц, содержащих информацию, распространение которой в России запрещено - Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Доступ к сайту, внесенному в Единый реестр, блокируется оператором связи, предоставляющим доступ к сети «Интернет» данному сайту.

В Единый реестр могут быть включены следующие виды информации на сентябрь 2018 года:

   в отношении которой принято решение о блокировке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, принятое в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»:

материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществах, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;

информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи;

информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;

вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.

Также согласно данному Федеральному закону в целях защиты интеллектуальной собственности предусмотрен механизм блокировки сайта, на котором размещен нелицензионный контент (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии).

Перечень запрещенной информации определяется данным Федеральным законом, но может быть расширен и другими Федеральными законами. В настоящее время согласно Федеральному закону от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети «Интернет» федерального списка экстремистских материалов.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.

Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.

Федеральный закон №436 определяет перечень запрещенной для детей информации, возрастные категории детей и виды информации, разрешенной для той или иной категории, а также требования к обороту информационной продукции.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

   побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

   способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

   обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

   отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

   оправдывающая противоправное поведение;

   содержащая нецензурную брань;

   содержащая информацию порнографического характера;

   о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Оборот такой информации не допускается среди детей в местах, доступных для детей, без применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от такой информации.

Особая категория информации, к которой доступ ограничен для определенных возрастных категорий:

   представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

   вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

   представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

   содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Распространение вышеуказанных категорий информации допускается среди детей определенных возрастных групп при соблюдении обладателем информации установленного законом порядка доступа детей к информации (в частности, при условии, что в информационной продукции содержится идея торжества добра над злом, сострадание к жертве насилия, осуждение насилия, а изображение и описание насилия, жестокости, антиобщественных действий носит ненатуралистический, кратковременный или эпизодический характер и т.п.).

Законом также была закреплена обязанность классификации информации по пяти возрастным категориям:

   информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

   информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

   информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

   информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

   информационная продукция, запрещенная для детей.

К информационной продукции для детей, не достигших возраста 6 лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображения или описания физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена следующая информационная продукция:

   кратковременные и ненатуралистические изображения или описания заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

   ненатуралистические изображения или описания несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

   не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображения или описания этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста 12 лет, может быть отнесена следующая информационная продукция:

   эпизодические изображения или описания жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

   изображения или описания, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

   не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста 16 лет, может быть отнесена следующая информационная продукция:

   изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

   изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

   информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

   отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

   не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 436-ФЗ информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.

Согласно пункту 1 статьи 14  Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Вместе с российскими нормами права в рамках Конвенции о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и вступившая в силу для СССР 15.09.1990, содержит ряд статей, посвященных ограничению доступа детей к негативной для них информации:

   Статья 13. Свобода выражения мнения. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию любого рода, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

   Статья 17. Доступ к соответствующей информации. Каждый ребенок имеет право на доступ к информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать информацию, наносящую вред ребенку.

Вопросы информационной безопасности детей в дальнейшем были отмечены в качестве приоритета государственной политики детства уже в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 год", утвержденной указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761.

Так во введении документа была отмечена актуальность проблемы обеспечения информационной безопасности детей:

«Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов - в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время».

Непосредственно обеспечение защиты детей в качестве государственной задачи нашло отражение в разделе «III. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей». Подраздел «Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» включал перечень мер, направленных на обеспечение информационной безопасности детства:

   Создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участия во флешмобах.

   Создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.

   Внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей.

   Создание общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей.

   Создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети "Интернет".

Письмом Минобрнауки России от 28.04.2014 N ДЛ-115/03 "О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет" был сформирован перечень информации, не соответствующей задачам образования:

   Компьютерные игры, за исключением соответствующих задачам образования: информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети Интернет) по тематике компьютерных игр, не соответствующая задачам образования, такая как порталы браузерных игр, массовые многопользовательские онлайн ролевые игры (MMORPG).

   Банки рефератов, эссе, дипломных работ, за исключением соответствующих задачам образования: информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети Интернет), представляющая собой банки готовых рефератов, эссе, дипломных работ, за исключением печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов, создаваемых в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

   Онлайн-казино и тотализаторы: информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети Интернет), содержащая информацию об электронных казино, тотализаторах, играх на деньги;

   Мошеннические сайты: сайты, навязывающие платные услуги на базе CMC-платежей, сайты, обманным путем собирающие личную информацию (фишинг);

   Магия, колдовство, чародейство, ясновидящие, приворот по фото, теургия, волшебство, некромантия, тоталитарные секты: информационная продукция, оказывающая психологическое воздействие на детей, при котором человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние.

Следующим важным фактором стало принятие согласно плану мероприятий Национальной стратегии действий в интересах детей Концепции информационной безопасности детей, утверждённой Правительством Российской Федерации 2 декабря 2015 года.

Согласно тексту Концепции информационной безопасности детей семья, государство и заинтересованные в обеспечении информационной безопасности детей общественные организации имеют следующие приоритетные задачи:

   формирование у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции;

   повышение уровня медиаграмотности детей;

   формирование у детей позитивной картины мира и адекватных базисных представлений об окружающем мире и человеке; ценностное, моральное и нравственно-этическое развитие детей;

   воспитание у детей ответственности за свою жизнь, здоровье и судьбу, изживание социального потребительства и инфантилизма;

   усвоение детьми системы семейных ценностей и представлений о семье;

   развитие системы социальных и межличностных отношений и общения детей;

   удовлетворение и развитие познавательных потребностей и интересов ребенка, детской любознательности и исследовательской активности;

   развитие творческих способностей детей;

   воспитание у детей толерантности; развитие у детей идентичности (гражданской, этнической и гендерной);

   формирование здоровых представлений о сексуальной жизни человека; эмоционально-личностное развитие детей;

   формирование у детей чувства ответственности за свои действия в информационном пространстве;

   воспитание детей как независимых, ответственных и самостоятельно мыслящих личностей с целью изживания социального иждивенчества.

Повышение информационной грамотности детей определялась как задача государства и общественных организаций:

"Необходима также организация последовательных и регулярных мероприятий государства и общественных организаций, направленных на повышение уровня медиаграмотности детей, которые должны с раннего возраста приобретать навыки безопасного существования в современном информационном пространстве".

Работа с взрослым населением также была отмечена в качестве приоритета:

"Перспективными являются также разработка и внедрение специальных образовательных и просветительских программ, содержащих информацию об информационных угрозах, о правилах безопасного пользования детьми сетью "Интернет", средствах защиты несовершеннолетних от доступа к информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, предназначенных для родителей, работников системы образования, детских и юношеских библиотек и других специалистов, занятых обучением и воспитанием несовершеннолетних, организацией их досуга."

Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утверждённой указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203, в цели настоящей Стратегии и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации при развитии информационного общества входит цель обеспечения безопасной информационной среды для детей.

На данный момент федеральными органами исполнительной власти реализуется план реализации данной Концепции: приказ № 88 Минкомсвязи России 27 февраля 2018 года «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы».

Необходимо отметить, что с каждым годом негативные последствия посещения сети «Интернет» детьми уменьшаются за счет блокировки и недопущения детей до нежелательного и запрещенного контента, активной просветительской работы с детьми и их родителями и увеличения количества пользователей услуг «Родительского контроля» и расширения антивирусных программ.


От правонарушения до преступления – один шаг.

Обзор актуальной информации о совершаемых несовершеннолетними преступлениях, общественно опасных деяниях, правонарушениях,

об ответственности за их совершение

(по материалам комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Заводоуковского городского округа разных лет)

 

Пример 1.

В летний период 2020 г. несовершеннолетняя в возрасте 15 лет из кошелька, в котором находились денежные средства в размере 2500 рублей, похитила 2 купюры: достоинством 1000 ру