В школьную библиотеку поступили свежие периодические издания

Научно популярный иллюстрированный журнал для детей среднего школьного возраста «Юный натуралист» №10 за 2021 год предлагает следующие интересные публикации.

В начале осени еще многое в природе остается от лета. Цветов и солнца немало. Все зелено. Однако появляются и коричневые тона. Вот бабочка-совка слилась с семенами клена. Упавшие яблоки привлекли мух-дрозофил. В массе летают мухи-журчалки и шмели. Об этом - «Времена года. Осень». 

Это крайне необычное и забавное зрелище – множество змееобразных рыб, торчащих из песка, словно большие травинки. Порой число таких «стебельков» может зашкаливать за несколько сотен, и все они медленно покачиваются в такт течению. Про это можно прочесть в статье «Кто где живет? Сад угрей». 

Бывает же в природе такое? Чтобы паук мог сплести паутину идеальной формы, похожую на пирамиду древних египтян, что устроена на заре человечества. Говорят, уникальные фотографии создаются в нужном месте, в нужное время. Об этом – «Полотно фараона». 

На ветвях деревьев и кустарников уже давно появились плоды. Но немало растений, что продолжают цвести и в осеннее время. Среди них встречаются как исконные обитатели, так и одичавшие культурные виды. Оглядимся вокруг и посмотрим, кто не боится ненастья. Вашему вниманию публикация «Осенние цветы».

 

Гуманитарный образовательный журнал «Путеводная звезда. Школьное чтение» посвящен 200-летию со дня рождения великого писателя Ф. М. Достоевского, адресован учителю:

Е. Соловьев «Помни Достоевского». Игорь Волгин, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Фонда Достоевского советует прочесть именно это произведение: «Волнующая радость узнавания. «Человек есть тайна, писал семнадцатилетний Ф.М. Достоевский старшему брату. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время…» Он действительно занимался этим до конца своих дней. Но и сама жизнь автора «Преступления и наказания» есть некая мучительная загадка. Почему именно в России явился на свет этот писатель, сумевший остановить на себе «зрачок мира»? Почему интерес к нему не иссякает по сей день? 

В безбрежном море литературы о Достоевском небольшая книжка Е.А. Соловьева занимает особое место. Она была издана в 1891 году – в десятую годовщину смерти писателя. Достоевский еще оставался современником ее первых читателей. Правда, им, читателям, не было известно многое из того, что мы ведаем о Достоевском сегодня.

Не существовало ни сколько-нибудь полного жизнеописания, ни объемной эпистолярии, ни, разумеется, серьезных исследовательских работ. Очевидно, большинство сведений о покойном писателе Е. А. Соловьев почерпнул из книги «Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского», изданной в 1883 году А.Г. Достоевской при участии О.Ф. Миллера и Н.Н. Страхова. Но в любом случае он явился первопроходцем: не только в смысле дебютного выхода в ЖЗЛ книги о Достоевском (их там впоследствии появилось несколько), но и как один из основоположников жанра популярных писательских биографий. Конечно, многое из того, о чем повествует отважный автор, представляется ныне неполным и зачастую наивным. В том числе это касается упорного подчеркивания психопатических черт личности Достоевского (впрочем, это общее место тогдашней литературно-критической мысли). Но несомненны искренний интерес и сочувствие автора к своему герою, честная попытка проникнуть в глубины его духовного существа, постичь законы его художества. Все это делает книгу Е.А. Соловьева своего рода «приготовительным классом» для приобщения к Достоевскому. Хотелось бы верить, что молодой читатель, вдохновленный этим рассказом, отправится в дальнейший путь, где его ждут захватывающие открытия и, как выразился поэт, волнующая «радость узнаванья».

«Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Выставка в школьной библиотеке. - Приложение к журналу «Школьная библиотека» посвящена 400-летию со дня рождения Мольера Жана- Батиста.

Руководитель и ответственный редактор серии Л. Е. Коршунова обращается к своим читателям: «Жан- Батист Мольер, четырехсотлетие которого человечество отмечает в 2022 году, - явление уникальное в литературном и театральном мире. Выдающийся драматург, великолепный актер, отличный организатор, директор, который сделал свой театр лучшим во Франции XVII века. Мольер стал одним из самых читаемых писателей-комедиографов мира, а его пьесы ставились и ставятся по сей день в театрах всех обитаемых континентов Земного шара.

С большой любовью относятся к Мольеру и в России. Михаил Афанасьевич Булгаков в своем романе «Жизнь господина де Мольера» пишет о том, что еще «некий поляк, шут царя Петра Первого, уже не с вашего, а с немецкого языка» перевел комедию Мольера «Смешные драгоценные» на русский язык, выведя «корявые строки»: «ГОРЖЫБУС. Есть нужно даты так великыя деньги за вашы лица изрядные. Скажите мне нечто мало что соделалысте сым господам, которые аз вам показывах и которых выжду выходящих з моего двора з так великым встыдом…», что означало: «ГОРЖИБЮС. Вот уж действительно нужно тратить деньги на то, чтобы вымазать себе физиономии! Вы лучше скажите, что вы сделали этим господам, что они вышли от вас с таким холодным видом…»

Далее Булгаков рассказывает: «В «Описании комедиям что каких есть в Государственном Посольском приказе мая по 30 число 1709 года» отмечены в числе других такие пьесы: шутовская «О докторе битом» (он же «Доктор принужденный») и другая – «Порода Геркулесова, в ней же первая персона Юпитер».Мы узнаем их. Первая – это «Лекарь поневоле» … Вторая – «Амфитрион» …Тот самый «Амфитрион», который в 1668 году будет разыгран сьером де Мольером и его комедиантами в Париже в присутствии Петра Иванова Потемкина, посланника царя Алексея Михайловича. Итак, вы видите, что русские узнают о том человеке(Мольере)…уже в этом (XVII)столетии».

Герои Мольера, мысли, заложенные в его пьесах, повлияли на развитие многих литератур мира. Сейчас мы имеем отличные переводы пьес Мольера на русский язык. Пусть и наши дети прочтут лучшие пьесы Мольера, роман Булгакова о знаменитом французском комедиографе, посмотрят спектакли по его комедиям, великолепный цветной музыкальный художественный фильм «Тартюф», поставленный режиссером Яном Фридом по пьесе «Тартюф, или обманщик». Комедии Мольера – сатиры в драматической форме, сатиры, в которых резкое, остроумное перо его предавало на публичный позор невежество, глупость и подлость», - писал Виссарион Григорьевич Белинский. Это и была цель комедиографа Жана- Батиста Мольера – «бичевать пороки моего века, выставляя их в смешном виде». И сегодня человечество не свободно от упомянутых пороков, которые, высмеивая, бичует Мольер.

image